Решение по делу «Лашманкин и другие против России» является одним из ключевых постановлений ЕСПЧ, затрагивающих вопросы необоснованных отказов в согласовании акций, проблему массовых задержаний участников мирных собраний, а также неадекватность применяемых полицией средств обеспечения безопасности во время мирных протестов.
В этом деле ЕСПЧ рассмотрел 15 заявлений, связанных с ограничениями на манифестации в России. Заявителями были 23 россиянина, в том числе правозащитник Лев Пономарев, интересы которого я представлял в ЕСПЧ. А речь шла о 28 акциях, проведению которых воспрепятствовали российские власти.
Жалоба была связана с тем, что в 2010 Правительство Москвы отказало Пономареву в разрешении провести памятное мероприятие в честь годовщины убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой.
Позже московские власти отказали Пономареву в проведении шествия и митинга, цель которых заключалась в «протесте против нарушений гражданских и социальных прав жителей г. Москвы и Московской
области в сферах градостроительства, землеотвода, экологических условий,
жилищно-коммунальных услуг и судебной защиты».
Обсуждая российские правила, ЕСПЧ отметил, что даже мельчайшее нарушение может служить основанием для прекращения собрания или задержания участников. Что касается несогласованных митингов, российские правила допускают их автоматический разгон и задержание участников вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретных правонарушений со стороны участников.
В частности, законодательство Российской Федерации допускает разгон публичного мероприятия и задержание участников по единственной причине: непредставление уведомления или проведение мероприятия в месте или во время, которые не были согласованы властями, независимо от существования беспорядков или реальных препятствий для прав других лиц.
Факты настоящего дела, как и других ранее рассмотренных дел, свидетельствуют, что власти проявляют нулевую терпимость по отношению к незаконным собраниям, даже если они являются мирными, включают несколько участников, и создают минимальное нарушение для обычной жизни или не создают его вообще. Во всех вышеизложенных делах внутригосударственные власти не делали попыток проверить размер рисков со стороны протестующих или удостовериться в необходимости их разгона.
Также не проводилась достойная внимания оценка того, были ли доставление заявителей в отдел полиции или административное задержание необходимыми при данных обстоятельствах, как требовал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлении и Определении от 16 июня 2009 г. и 17 января 2012 г. соответственно
3 сентября 2020 года Комитет министров Совета Европы признал неисполненным постановление ЕСПЧ по делу «Лашманкин и другие против России» — одному из ключевых дел по вопросам отказа в согласовании акций и массовых задержаний участников мирных собраний в России.
Это дело — одно из важнейших дел ЕСПЧ по свободе собраний (и ее ущемлению) в России. ЕСПЧ очень подробно – решение занимает около 100 страниц – анализирует российское законодательство о собраниях и российскую правоприменительную практику. Во многих последующих «российских» делах ЕСПЧ не повторяет этот анализ, а просто ссылается на дело Лашманкина и выносит решение.