Документ содержит разъяснения о праве на компенсацию морального вреда, об общих условиях возложения обязанности по такой компенсации, об определении ее размера, а также об отдельных случаях, возникающих в данной области.
1 ноября Пленум Верховного Суда рассмотрел и отправил на доработку в редакционную комиссию проект постановления «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда». Документ включает в себя 69 пунктов.
Право на компенсацию морального вреда
В первом разделе отмечается, что компенсация морального вреда является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12, 151 ГК РФ). При этом разъясняется, что следует понимать под моральным вредом. Согласно п. 2 отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
В п. 4 указано, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.
Также разъясняется, в каких случаях потерпевший вправе требовать компенсации морального вреда, в том числе путем предъявления самостоятельного иска в порядке гражданского судопроизводства. Обращено внимание, что правила о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 6 проекта). Уточняется, что, если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению.
В п. 8 документа указано на возможность передачи потерпевшим права требования денежной суммы, взысканной судом в счет компенсации морального вреда, в порядке правопреемства (уступки требования) любому лицу. Подчеркивается, что право на компенсацию морального вреда не входит в состав наследственного имущества и не может переходить по наследству. При этом право на получение денежной суммы, взысканной судом в счет компенсации морального вреда, переходит к наследникам в составе наследственной массы в случае, если потерпевшему присуждена компенсация, но он умер, не успев получить ее.
В п. 11 разъяснено, распространяются ли сроки исковой давности на требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных и имущественных прав.
Общие условия возложения обязанности по компенсации морального вреда
В этот раздел вошло 12 разъяснений, посвященных условиям, при которых на причинителя вреда судом может быть возложена обязанность компенсации морального вреда. Так, в п. 12 представлены случаи, при которых компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
В п. 14 дано пояснение, что следует понимать под физическими страданиями. Отмечается, что отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.
В соответствии с п. 15 привлечение лица, причинившего вред здоровью потерпевшего, к уголовной или административной ответственности не является обязательным условием для удовлетворения иска о взыскании компенсации морального вреда. ВС предлагает установить, что в случаях, если законом предусмотрена обязанность ответчика компенсировать моральный вред в силу факта нарушения иных прав потерпевшего (например, ст. 15 Закона о защите прав потребителей), при доказанности факта нарушения права гражданина (работника, потребителя) отказ в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не допускается.
Напоминается, что по общему правилу ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред. Однако в случаях, предусмотренных законом, обязанность компенсировать моральный вред может быть возложена судом на лиц, не являющихся причинителями вреда (п. 19).
Данный раздел также разъясняет вопрос о компенсации работодателем морального вреда, причиненного работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, о компенсации морального вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих. Подчеркивается, что моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность), вместе с тем при определении размера компенсации суд должен учитывать форму и степень вины причинителя вреда.
Способ компенсации морального вреда и ее размер
В этом разделе представлены разъяснения правил определения размера компенсации морального вреда. Отмечается, что стороны вправе заключить соглашение о предоставлении компенсации морального вреда как в денежной, так и в иной форме. Заключение такого соглашения, а равно факт получения потерпевшим компенсации на основании такого соглашения, как и сделанное потерпевшим в рамках уголовного судопроизводства заявление о полной компенсации причиненного ему морального вреда, не исключают возможности взыскания компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства (п. 24).
Проектом предлагается закрепить, что нужно учесть, оценить и установить суду при разрешении спора о компенсации. Уточняется, что размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований. Сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (ст. 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту, отмечается в проекте.
В п. 28 указано, что моральный вред, причиненный лицу, не достигшему 18 лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста 18 лет.
ВС также предложил разъяснение, что если истцом не указан размер компенсации морального вреда, то данный вопрос выносится судом на обсуждение сторон. Если определение размера компенсации морального вреда оставлено истцом на усмотрение суда, то он, придя к выводу о необходимости присуждения данной компенсации, определяет ее размер, руководствуясь ст. 151 и 1101 ГК РФ.
Лица, совместно причинившие моральный вред, в том числе в результате преступных действий, исходя из положений ст. 1080 ГК РФ, отвечают перед потерпевшим солидарно, указано в п. 34 проекта постановления. Судом при распределении по регрессному требованию причинителя вреда, исполнившего солидарную обязанность перед потерпевшим, долей между причинителями морального вреда, отвечающими перед потерпевшим солидарно, учитывается степень вины каждого из причинителей вреда.
Отдельные случаи компенсации морального вреда
В данный раздел помимо прочего вошли разъяснения о порядке возмещения компенсации морального вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Отмечается, что на основании ч. 1 ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного действиями указанных органов и лиц, если они нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие ему нематериальные блага.
В п. 38 речь идет о компенсации морального вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности. Такой моральный вред подлежит компенсации независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Кроме того, ВС отметил, что также независимо от вины указанных должностных лиц судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности.
Исходя из п. 39, не исключается принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о взыскании компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела и на основании принципов справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина. Например, в случае переквалификации действий лица, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование, на менее тяжкое обвинение; при отмене меры пресечения в виде заключения под стражу в связи с переквалификацией содеянного на менее тяжкое обвинение, по которому данная мера пресечения применяться не могла, и др.
Уточняется, что надлежит учитывать судам при определении размера компенсации морального вреда в связи с незаконным или необоснованным уголовным или административным преследованием (п. 42). Указано, что содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, сами по себе не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Согласно п. 44, право на компенсацию морального вреда в связи с проведением в жилище обыска, выемки, признанных судом незаконными, возникает как у лиц, в отношении которых судебным решением было санкционировано их проведение, так и у иных лиц, проживающих в жилом помещении, где производятся обыск, выемка.
ВС также напомнил, что работник в силу ст. 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. В случае смерти работника или повреждения его здоровья в результате несчастного случая на производстве члены семьи работника имеют право на компенсацию работодателем.
В п. 48 обращено внимание, что медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи. Так, при оказании гражданину ненадлежащей медицинской помощи указанные организации и работники обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи. В данном пункте поясняется, что следует установить суду, разрешая требования о компенсации морального вреда, причиненного вследствие некачественного оказания медицинской помощи. На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда истца.
Пункт 50 содержит разъяснения о праве на компенсацию морального вреда, причиненного распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина. Подчеркивается: установив, что истцом заявлено требование о компенсации морального вреда, причиненного распространением оценочных суждений, мнений, убеждений, суд может удовлетворить его, если суждения, мнения, убеждения ответчика были высказаны в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство истца.
В проекте указывается на то, что судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. В таких случаях суд принимает во внимание, в частности, общественную оценку ущемленного интереса и нарушенного неимущественного права, личность и известность потерпевшего-автора, содержание и популярность объекта авторских прав, степень вины причинителя вреда и тяжесть для автора наступивших последствий правонарушения.
Процессуальные вопросы
По общему правилу споры о компенсации морального вреда разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных законом, – в ином судебном порядке. В указанном разделе разъясняется о подсудности исков о компенсации морального вреда в зависимости от их видов. Подчеркивается, что по общему правилу (ст. 28 ГПК РФ) иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика (адресу организации-ответчика).
В п. 63 отмечается, что законодательством не предусмотрена необходимость соблюдения досудебного (в том числе претензионного) порядка урегулирования спора по делам о взыскании компенсации морального вреда.
В случае предъявления требования о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, которое ранее разрешалось в порядке уголовного судопроизводства и в удовлетворении которого было отказано или производство по гражданскому иску было прекращено (ст. 220 ГПК РФ), суду следует отказать в принятии искового заявления, а если заявление принято – прекратить производство по делу, указано в проекте.
Согласно п. 65, в целях выяснения вопроса о степени и характере нравственных и физических страданий несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, суд обязан привлечь их к участию в деле.
Подчеркивается, что при рассмотрении иска о компенсации морального вреда, предъявленного несколькими истцами к одному и тому же ответчику (ответчикам), суд должен определить размер компенсации, подлежащий взысканию каждому из истцов, в том числе и в случае, если истцы требуют взыскать одну сумму на всех.
В соответствии с последним пунктом проекта постановления после его принятия Постановление Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» будет признано утратившим силу.
В ближайшее время эксперты «АГ» прокомментируют самые интересные, с их точки зрения, положения проекта.