В июле 2013 года ЕСПЧ вынес решение по жалобе осуждённых к лишению свободы Сергея Анчугова и Владимира Гладкова, интересы которого я представлял.
Отбывая наказания в исправительных колониях, они не смогли принять участие в парламентских и президентских выборах из-за ст. 32 Конституции о запрете на это для осужденных к такому наказанию.
ЕСПЧ признал, что государство имеет широкое усмотрение в ограничении избирательного права, но оно должно быть соразмерным. Однако автоматическое лишение права на голосование при заключении на любой срок соразмерным не является, решил ЕСПЧ.
Суд не согласился с аргументом властей Российской Федерации о том, что запрет, сформулированный в части 3 статьи 32 Конституции РФ, касается лишь ограниченного числа российских граждан, указав, что, по его мнению, 734300 человек, отбывающих наказание, затронутых указанным ограничением, — а эта цифра властями не оспаривалась, — это значительное число.
В ответ на аргументы властей о том, что изменение Конституции РФ — это сложная процедура, Европейский Суд по правам человека указал, что способ исправления выявленного нарушения остается на усмотрение государства-ответчика, находясь при этом под надзором Комитета Министров Совета Европы. И государство вполне может прибегнуть с этой целью к тому или иному «политическому процессу» или истолковать — посредством, в первую очередь, Конституционного Суда РФ — российскую Конституцию соответствующим образом.
Однако КС предложил законодателю оптимизировать систему уголовных наказаний: например, выделить лишение свободы в колониях-поселениях в отдельный вид наказания. Он будет называться иначе, но при этом у отбывающих такое наказание будут избирательные права.
В 2019 году Комитет министров Совета Европы заявил, что Россия исполнила решение ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России».
Комитет министров ЕС посчитал достаточным для исполнения решения ЕСПЧ введение нового наказания ― принудительных работ. Приговоренные к ним хоть и не вправе покидать специальные центры без разрешения, но голосовать могут.