Решение ЕСПЧ о чрезмерной длительности уголовного разбирательства и содержания под стражей

12 ноября 2015 года ЕСПЧ Европейский суд по правам человека вынес постановление по моей жалобе по делу «НАИМДЖОН ЯКУБОВ (NAIMDZHON YAKUBOV) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».  ЕСПЧ заключил, что была нарушена ст. 5.3 Конвенции и допущено нарушение требований ст. 6 Конвенции.

30 июня 2004 года Якубов был задержан по подозрению в распространении наркотиков и заключён под стражу.

В 2005 году суд признал его виновным в сбыте наркотиков и приговорил к 11 годам лишения свободы. В 2006 году областной суд удовлетворил ходатайство прокурора о пересмотре в порядке надзора обвинительного приговора, отметив, что обвинения против Якубова не были квалифицированы в соответствии с законом. Дело было направлено на новое рассмотрение без изменения меры пресечения.

В 2008 году с учетом длительности содержания под стражей Якубова суд счел возможным освободить его под залог в размере 5 млн рублей. Но Якубов был не в состоянии внести такую сумму залога.

1 августа 2008 года Якубов повторно был признан виновным и приговорён к 10,5 годам лишения свободы.

В 2006 году заявитель подал первую жалобу в ЕСПЧ, в 2008 году — вторую.

В них он жаловался на то, что его предварительное содержание под стражей было незаконным и необоснованно длительным; что проверка законности его содержания под стражей не соответствовала Конвенции; что уголовное разбирательство против него было необоснованно длительным.

31 января 2013 г. Европейский Суд коммуницировал жалобу.

Власти Российской Федерации признали, что 10 января 2008 г. судом было ретроспективно санкционировано предварительное заключение заявителя под стражу, что нарушало процедуру, установленную законодательством РФ.

Европейский Суд объявил жалобы в части законности содержания заявителя под стражей, длительности предварительного заключения заявителя, рассмотрения кассационных жалоб, и длительности уголовного разбирательства против заявителя приемлемыми для рассмотрения по существу.

Европейский Суд заключил, что была нарушена ст. 5.3 Конвенции. Суд также постановил, что по делу допущено нарушение требований ст. 6 Конвенции в части чрезмерной длительности уголовного разбирательства против заявителя.

Заявитель требовал выплаты 25 000 евро в качестве компенсации морального вреда. Власти Российской Федерации считали это требование чрезмерным. Они также полагали, что установление нарушения составит достаточную справедливую компенсацию.

Европейский Суд присудил Якубову 25 000 евро в качестве компенсации морального вреда и 500 евро в качестве компенсации судебных расходов и издержек представителю заявителя.

Читать еще