Как стало известно «АГ», адвокат филиала Воронежской областной коллегии адвокатов «Адвокатская консультация Ленинского района № 2 г. Воронежа» Николай Шульженко оказался в ситуации, когда был назначен в качестве защитника в деле об административном правонарушении по заявке, поданной в адвокатскую палату органами внутренних дел.
По словам адвоката, 4 декабря он получил от палаты поручение и ордер на защиту по назначению по заявке следователя городского УМВД. При этом в заявке значилось, что защита требуется по делу об административном правонарушении. Николай Шульженко сообщил, что позвонил в отдел и уточнил, нет ли какой-то ошибки, однако его уверили, что «все в порядке». По его словам, он предположил, что заявка направлена следователем, которого по какой-то причине привлекли к участию в деле в качестве дознавателя, и потому он прибыл в отдел.
На месте выяснилось, что его вызвали в качестве защитника одного из задержанных в этот же день активистов, которые записывали видеообращение к Президенту РФ против QR-кодов. При этом заявка была направлена в палату с помощью аккаунта следователя, но по инициативе полицейских, которые задержали этих граждан, поскольку один из них настойчиво требовал назначения ему адвоката.
Николай Шульженко рассказал «АГ»: оценив ситуацию и поняв, что его назначение произошло нетрадиционным путем, он все-таки решил оказать юридическую помощь задержанному гражданину, которому вменялось правонарушение по ст. 20.2 КоАП, которая в том числе предусматривает и административный арест до 10 суток. «Я оказал ему юридическую помощь, защищал в суде. По итогам рассмотрения ему было назначено 20 тыс. штрафа. Теперь буду обжаловать это решение в областной суд, поскольку там множество нарушений», – сообщил адвокат.
Он добавил, что сейчас в этой ситуации остается неясным, как именно будет проходить оплата его услуг, поскольку Положение о возмещении процессуальных издержек не предусматривает оплату труда защитника, назначенного для участия в деле об административном правонарушении: «Такое назначение прямо не предусмотрено, однако получается, что это возможно. Я оставил заявку на оплату в отделе УМВД. Посмотрим, что будет дальше. Возможно, потребуется обратиться в адвокатскую палату за разъяснениями».
Комментируя ситуацию, президент АП Воронежской области Олег Баулин заметил, что подобные случаи имели место и раньше, но они крайне редки. Он объяснил: хотя законодательно не закреплено, чтобы органы МВД вызывали защитника задержанному в рамках дела об административном правонарушении, у адвокатов нет оснований отказываться от принятия поручения на защиту по поступившей заявке. «Мы исходим из того, что раз есть заявка – мы обязаны ее исполнить и направляем адвоката. На месте он сам должен оценить ситуацию и принять решение, может ли участвовать в деле, или взять самоотвод, например если есть защитник по соглашению. Но пойдет он по заявке в любом случае», – пояснил Олег Баулин. Он добавил, что в любом случае принимать решение по делу в отношении привлекаемого к ответственности лица будет суд, а значит, ему должна быть обеспечена защита его прав и законных интересов в соответствии с Конституцией РФ.
Олег Баулин также обратил внимание на то, что проблема обеспечения защитником по делам об административных правонарушениях ранее оказывалась в поле зрения Конституционного и Верховного судов. «КС, хотя и не принял постановление, в своем определении указывал, что законодатель может проработать этот вопрос и принять необходимые изменения. В свою очередь Верховный Суд включал в Обзор своей практики № 4 за 2016 г. Постановление ЕСПЧ по делу “Михайлова против России”, где указывалось, что непредоставление защитника за счет государства обвиняемому в совершении административного правонарушения является нарушением Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – рассказал президент АП ВО.
Тогда ЕСПЧ указывал, что право на получение бесплатной юридической помощи, предусмотренное подп. «с» п. 3 ст. 6 Конвенции, может быть реализовано, если соблюдены два условия: у заявителя должно быть недостаточно средств для оплаты юридических услуг, и предоставление юридической помощи осуществляется в интересах правосудия. По мнению Европейского Суда, для установления необходимости предоставления юридической помощи в интересах правосудия в рамках внутригосударственного производства необходимо рассмотреть совокупность обстоятельств дела, в том числе с учетом серьезности правонарушения и степени суровости возможного наказания, степень сложности дела и личную ситуацию заявителя.
В случае возможного лишения свободы интересы правосудия, как правило, требуют услуг судебного представительства, причем, если обвиняемый не в состоянии самостоятельно их оплатить, они должны быть предоставлены за счет бюджетных средств, указывал Суд. При этом он подчеркнул, что бюджетные средства не должны предоставляться для обеспечения судебного представительства в делах, не касающихся возможного лишения свободы. Предоставление государством юридической помощи в делах, не относящихся к уголовному праву, может быть обязательным в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции в случае, если ее отсутствие препятствует эффективной реализации права на обращение в суд.
Говоря о привлечении к ответственности по ст. 20.2 КоАП, ЕСПЧ указывал, что при предъявлении обвинений необходимо установить применимые нормы и действия, в отношении которых предусмотрено наказание, а также оценить их с учетом и на основании других законодательных актов и в конечном итоге с учетом правовых соображений относительно реализации обвиняемой своего права на свободу собраний и свободу выражения мнения. В деле «Михайлова против России» производство в отношении заявителя было непосредственно связано с реализацией ее основных свобод, гарантированных ст. 10 и 11 Конвенции. При этом она была лишена как возможности воспользоваться юридической помощью во время судебных разбирательств, так и возможности получить юридическую помощь другим способом, например в виде юридической консультации либо помощи или представительства до судебного слушания или во время составления апелляционной жалобы.
Таким образом, ЕСПЧ пришел к выводу, что в целях соблюдения требований ст. 6 Европейской конвенции при рассмотрении вопроса о юридической помощи следует в первую очередь провести на национальном уровне оценку соответствующих фактических обстоятельств и правовых признаков, особенно в случаях, когда в ходе национального производства затрагиваются основные права и свободы, гарантированные Конвенцией. Однако в силу положений российского законодательства такая оценка на национальном уровне не проводилась. Он заключил, что интересы правосудия в конкретных обстоятельствах требовали предоставления бесплатной юридической помощи. Следовательно, имело место нарушение п. 1 и подп. «с» п. 3 ст. 6 Конвенции.
«Верховный Суд в своем обзоре, конечно, не ориентировал суды поступать таким образом, но дал понять, что с этой позицией необходимо считаться, особенно в случае дел с политическим подтекстом. И, насколько я знаю, суды периодически назначают защитников, отчасти с той целью, чтобы потом не было повода заявлять о нарушении права на справедливое судебное разбирательство. В данном случае могу предположить, что полицейские также побоялись, что отказ в удовлетворении требования предоставить адвоката задержанному на митинге может выйти им боком», – отметил Олег Баулин.
Он добавил: отдельно стоит вопрос о том, как должна быть оплачена помощь защитника, назначенного таким нестандартным образом. Однако, по его мнению, проблем здесь возникнуть не должно, а в случае, если они все же появятся, палата поддержит своего коллегу.
Вице-президент ФПА РФ Вадим Клювгант также прокомментировал ситуацию для «АГ»:
«Насколько могу судить, воронежские коллеги применили в деле об административном правонарушении по аналогии порядок назначения защитников, действующий в уголовном судопроизводстве, получив соответствующую заявку, основанную на просьбе лица, привлекаемого к ответственности, об обеспечении его защитником. Решение нестандартное, но, на мой взгляд, заслуживающее поддержки».
Он заметил, что право на защиту универсально, действует оно и в производстве по делам об административных правонарушениях. При этом ответственность за них по своей сущности и значимости ограничений прав, налагаемых на лиц, привлеченных к ней, мало отличается от уголовной. «Поэтому Адвокатская палата Воронежской области проявила ответственный подход к осуществлению возложенной на нашу корпорацию миссии. Этот случай говорит о том, что порядок осуществления защиты по назначению по делам об административных правонарушениях требует нормативного закрепления. Требует такого закрепления, а также обязательного выделения соответствующих бюджетных средств и порядок оплаты такой защиты. И работа защитника, безусловно, должна быть оплачена и в данном конкретном случае», – заключил вице-президент ФПА.
Стоит отметить, что норма об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной ст. 48 Конституции РФ, предусмотрена концепцией нового Кодекса об административных правонарушениях. Однако проект кодифицированного акта по-прежнему находится в разработке.