22 сентября Минюст утвердил Приказ № 177, которым внесены изменения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и воспитательных колоний УИС. По своему содержанию он во многом повторяет ранее принятые поправки в УИК о запрете адвокатам проносить технику в исправительные колонии.
Согласно поправкам в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Минюста от 16 декабря 2016 г. № 295, осужденным предоставляются свидания с адвокатами, иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в том числе с представителями в Европейском Суде по правам человека, лицами, оказывающими юридическую помощь в связи с намерением обратиться в ЕСПЧ, и нотариусами без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов.
Свидания предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Адвокатам или иным лицам, имеющим право на оказание юридической помощи, запрещено проносить на территорию ИУ технические средства связи и телефоны. Они вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов личного дела осужденного, компьютеры и пользоваться оборудованием в отдельном помещении в отсутствие осужденного. Помещение определит администрация.
Нотариус сможет пронести на территорию ИУ предметы и документы, которые необходимы для удостоверения доверенности, в том числе технические средства (устройства), предназначенные для печати документов и снятия копий с документов, и пользоваться указанными предметами и техническими средствами (устройствами) только в отсутствие осужденного в отдельном помещении.
В Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311, предлагается расширить перечень адресатов, переписка с которыми цензуре не подлежит. Так, предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные президенту, в палаты Федерального Собрания, правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, уполномоченным (в том числе в регионах) по правам человека, по защите прав предпринимателей, по правам ребенка, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также адресованные в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, ЕСПЧ, и ответы на них цензуре не подлежат. Документы передаются операторам связи не позднее одного рабочего дня.
Документы, адресованные в иные органы и общественные объединения, не позднее чем в трехсуточный срок передаются операторам связи. Закрепляются такие же условия на пронос и использование оборудования, как и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Ранее в комментарии «АГ» адвокат, управляющий партнер АБ «Правовой статус» Алексей Иванов указал, что поправки направлены на изменение порядка проноса на территорию ВК и ИУ технических средств, необходимых для реализации права на защиту. Законодательство до недавнего времени предоставляло право на использование технических средств для оказания квалифицированной юридической помощи в исправительных учреждениях. Представители правоохранительных органов, а за ними и законодатель предпринимали систематические попытки по ограничению этого права, а адвокаты мужественно отстаивали в его судах. «Однако совсем недавно законодатель перечеркнул все усилия – им внесены изменения в УИК РФ, согласно которым адвокатам или иным указанным лицам, имеющим право на оказание юридической помощи, запрещается проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись», – отмечал он.
Адвокат АП Саратовской области Иван Фролов отметил, что изменения являются последствием изменений, внесенных в ст. 89 УИК. «Фактически при наличии аналогичных положений в ст. 89 УИК данный проект ни на что уже не влияет. Самое страшное уже произошло на уровне федерального закона», – указывал он.
Источник: Адвокатская газета