Уполномоченным по правам человека в России хотят предоставить больше прав и полномочий

Эксперты подчеркнули актуальность поправок, указав на то, что они направлены на унификацию разрозненного массива различных нормативных правовых актов. Один из них обратил внимание на то, что в случае принятия пакета поправок уполномоченные смогут проводить собственное расследование, обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу.

25 октября в Госдуму внесен пакет поправок в законодательство, состоящий из четырех законопроектов, направленных на расширение полномочий федерального и региональных уполномоченных по правам человека. С законодательной инициативой выступила группа сенаторов во главе с председателем Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом.

Первый законопроект закрепляет общие принципы организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Как следует из пояснительной записки, поправки направлены на совершенствование правовых основ статуса, повышение эффективности и результативности деятельности региональных уполномоченных по правам человека. «Целями законопроекта являются установление единых принципов организации деятельности региональных уполномоченных и закрепление общих начал их взаимодействия с органами госвласти и институтами гражданского общества», – отмечено в тексте документа.

Так, законопроект предоставляет региональным омбудсменам полномочия обращаться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в порядке, предусмотренном ст. 40, 218 КАС РФ.

Также уполномоченным по правам человека в субъектах РФ предлагается предоставить право подавать ходатайство в прокуратуру о проверке вступившего в законную силу судебного акта, участвовать в заседаниях законодательного органа субъекта РФ, в работе его комитетов и комиссий при рассмотрении ими проектов региональных законов, связанных с правами и свободами человека.

В соответствии с проектом региональные омбудсмены получат доступ к местам принудительного содержания, также они смогут получать от правоохранительных органов необходимые разъяснения для рассмотрения жалоб, обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу. Госорганы, муниципалитеты, организации должны будут оказывать им содействие в осуществлении их полномочий и предоставлять по запросу необходимые сведения и документы не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Второй проект предусматривает изменения в УПК РФ, согласно которым планируется наделить Уполномоченного по правам человека в РФ и региональных омбудсменов правом отказываться от дачи свидетельских показаний по уголовным делам об обстоятельствах, ставших известными им в связи с исполнением должностных обязанностей. Кроме того, на уполномоченных по правам человека в субъектах РФ хотят распространить особый порядок производства по уголовному делу, установленный ст. 447 и 448 УПК РФ.

Третий проект содержит поправку в п. 5 ч. 4 ст. 69 ГПК РФ, согласно которой уполномоченный по правам человека в субъекте РФ вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в рамках гражданского судопроизводства в отношении сведений, которые он узнал в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Четвертый законопроект предусматривает новую статью КоАП РФ, устанавливающую различные административные штрафы за вмешательство в деятельность регионального омбудсмена с целью оказания влияния на его решения; неисполнение должностными лицами его законных требований; воспрепятствование его деятельности в иной форме.

Как сообщила пресс-служба Уполномоченного по правам человека в РФ, Татьяна Москалькова положительно оценила законодательную инициативу: «Принятие на федеральном уровне единого нормативного акта, закрепляющего дополнительные гарантии деятельности региональных уполномоченных, будет способствовать повышению их статуса, расширению компетенции, унификации методологических подходов к развитию системы государственной правозащиты в России».

Адвокат Валерий Шухардин отметил, что законопроекты затрагивают большое количество вопросов деятельности региональных уполномоченных по правам человека во взаимосвязи с федеральным. «Региональные омбудсмены значительно ущемлены в своих полномочиях, поскольку их деятельность законодательно не урегулирована надлежащим образом и зачастую отдана в большей части “на откуп” региональным законодателям», – пояснил эксперт. По словам адвоката, независимость деятельности региональных омбудсменов и невмешательство госорганов в сферу их компетенции положительно отразятся на их работе.

«Давно уже назрела необходимость законодательно установить возможности взаимодействия региональных уполномоченных по правам человека с Уполномоченным по правам человека в РФ. Такое взаимодействие должно быть не вертикально властным, а горизонтально взаимно заинтересованным, чтобы увеличить эффективность их совместной деятельности и расширение сфер влияния», – заключил Валерий Шухардин. Также он отметил актуальную необходимость взаимодействия с другими общественными правовыми институтами, такими, например, как институт Общественных наблюдательных комиссий за местами лишения свободы, где люди в наибольшем количестве подвержены нарушениям прав человека.

Эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов также позитивно оценил предлагаемые изменения в законодательство: «Во-первых, поправки позволят унифицировать весьма разрозненные нормативные положения об УПЧ в различных субъектах РФ. Во-вторых, на федеральный закон смогут положиться как сами региональные омбудсмены, так и граждане, в том числе при обжаловании действий или бездействия этих же уполномоченных».

Также Антон Рыжов выделил право региональных уполномоченных беспрепятственно посещать места принудительного содержания граждан, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Он обратил внимание на то, что в законопроекте обстоятельно описаны процедуры по обращению граждан России и иностранцев к региональным омбудсменам, их реагирование на выявленные нарушения, гарантии независимости и обязательности выполнения их требований и рекомендаций, закрепленные административной ответственностью в КоАП РФ.

«Уполномоченные смогут проводить собственное расследование, обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу. Конечно, по резонансным или политическим делам от региональных омбудсменов, как и прежде, вряд ли следует ждать помощи, но если расширение их полномочий приведет к увеличению количества восстановленных прав простых граждан, то это нужно приветствовать», – резюмировал эксперт.