Возможности Уполномоченного РФ при ЕСПЧ уточнят

Предлагается закрепить его прямое участие в подготовке поправок в законодательство в связи с исполнением решений Европейского Суда
 
Фото: Медведь Анатолий
Мнения экспертов «АГ» по документу разделились. Один оценил его положительно, отметив необходимость соответствующих поправок. Другой эксперт считает, что поправки носят технический характер и не повлекут за собой никаких существенных изменений.

12 октября Минюст России вынес на общественное обсуждение проект указа Президента РФ о внесении изменений в Положение об Уполномоченном РФ при ЕСПЧ – заместителе министра юстиции РФ.

Поправки уточняют, что Уполномоченный РФ при ЕСПЧ защищает интересы российского государства при рассмотрении в Европейском Суде как межгосударственных, так и индивидуальных жалоб, поданных против РФ на основании Конвенции.

Также, согласно документу, Уполномоченный формирует и представляет в Суд перечень кандидатур для их возможного привлечения к рассмотрению конкретных жалоб в качестве запасных судей. А в случае присуждения ЕСПЧ заявителю компенсации за причиненный вред направляет необходимые документы в уполномоченный орган или его подразделение для производства выплаты в установленный Судом срок (в случае непредоставления заявителями необходимых документов в соответствующий период – в течение двух месяцев с даты их поступления).

Как следует из пояснительной записки, на стадии исполнения постановлений Европейского Суда по конкретным делам регулярно возникают проблемные вопросы, которые требуют поиска национальными властями и заявителем взаимоприемлемых решений (при исполнении постановлений национальных судов о предоставлении квартиры в определенном населенном пункте, о восстановлении в конкретной должности, о производстве каких-либо работ и т.д.). 

Поэтому проект корреспондирует проводимым в ЕСПЧ реформам и актуализирует деятельность Уполномоченного в связи с изменением практики используемых Судом механизмов для разрешения конкретных споров. Кроме того, он также позволяет более оперативно и эффективно разрешать поданные в ЕСПЧ жалобы российских граждан и исполнять постановления Европейского Суда с принятием необходимых мер по восстановлению нарушенных прав. 

Обсуждение проекта указа продлится до 26 октября. 

По мнению адвоката Валерия Шухардина,в целом проект вызывает положительное впечатление, поскольку в настоящее время действительно назрела необходимость внесения изменений в соответствующее законодательство. 

Эксперт положительно оценил то обстоятельство, что в проекте уделяется много внимания контролю за исполнением решений ЕСПЧ. «В нашей стране, как правило, власти ограничиваются лишь выплатой денежной компенсации и некоторыми другими мерами индивидуального характера, – отметил Валерий Шухардин. – При этом абсолютно игнорируются требования Конвенции об исполнении мер общего характера и устранении на национальном уровне системных проблем, порождающих большое количество однотипных жалоб». 

«Также можно только приветствовать более плотное сотрудничество Уполномоченного с Комитетом министров СЕ. Обозначение в проекте его полномочий по внесению изменений в федеральные законы и нормативно-правовые акты вызывает только одобрение, как и механизм реагирования на поданные жалобы в отношении РФ по Правилам № 39–41 Регламента Суда», – считает эксперт.

В то же время адвокат Московской муниципальной коллегии адвокатов Алексей Лаптев полагает, что проект изменений практически не содержит действительно новых положений, а просто уточняет существующий порядок.

«В действующей редакции Указа отмечено, что к основным функциям Уполномоченного РФ при ЕСПЧ относится защита интересов РФ при рассмотрении в ЕСПЧ жалоб, поданных против РФ, – пояснил эксперт. – В проекте же предлагается уточнить, что такие жалобы могут быть как индивидуальными (поданными гражданами и юрлицами), так и межгосударственными (поданными иностранными государствами)». 

«Несмотря на то что из текста пояснительной записки следует, что проект восполняет пробел в правовой регламентации функции Уполномоченного по представлению в ЕСПЧ от России списка соответствующих установленным требованиям кандидатур запасных судей (ad hoc), на практике Уполномоченный был вовлечен в этот процесс и ранее», – добавил он. 

По мнению Алексея Лаптева, аналогичная ситуация наблюдается и с возможностью Уполномоченного РФ при ЕСПЧ вести переговоры и заключать с заявителями мировые соглашения не только в отношении тех дел, которые находятся на рассмотрении в ЕСПЧ, но и по тем делам, где имеются вынесенные ЕСПЧ и вступившие в силу постановления против России.

«Проектом также предусмотрено приведение действующего Положения об Уполномоченном в соответствие с Конвенцией и практикой ЕСПЧ в части сроков выплаты присуждаемых ЕСПЧ сумм компенсации, – отметил адвокат. – Если в действующей редакции такой срок составляет 15 дней с момента получения компетентным органом от Уполномоченного соответствующих документов, то в проекте предлагается указать, что выплаты производятся в установленный Судом срок».

«Таким образом, все предлагаемые поправки носят технический характер и не повлекут за собой никаких существенных изменений», – заключил Алексей Лаптев.