Осужденные получат право отбывать наказание вблизи места проживания их родственников

Эксперты «АГ» отметили, что проект поправок улучшает права заключенных и направлен на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства. Вместе с тем они обратили внимание на то, что документ содержит недостатки в связи с неопределенностью применения новых норм, а также создает вероятность злоупотреблений со стороны ФСИН.

18 сентября Минюст России вынес на общественное обсуждение законопроект о внесении изменений в ст. 73 и 81 УИК РФ. Как ранее писала «АГ», документ подготовлен с участием Уполномоченного по правам человека в РФ и направлен на совершенствование порядка направления и перевода осужденных к месту отбывания наказания.

Из пояснительной записки следует, что законопроект разработан по инициативе Татьяны Москальковой, которая выступала с инициативой о предоставлении возможности осужденным отбывать наказание поближе к дому или к местам проживания их родственников. Отметим, что такое предложение было высказано ею еще в ноябре 2016 г.

Кроме того, в марте 2017 г. Европейский Суд по правам человека вынес Решениепо делу «Полякова и другие против России», заявители по которому жаловались на то, что отправка их в тюрьмы далеко от дома и родных нарушила их право на уважение частной и семейной жизни каждого человека, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как следует из приведенной в пояснении к документу информации ФСИН России, в 2017 г. учреждениями и территориальными органами уголовно-исполнительной системы было рассмотрено 4,9 тыс. обращений осужденных о переводе их в другие исправительные учреждений (в 2016 г. – 5262 обращения, в 2015 г. – 6178 обращений), из них удовлетворено – 388 обращений (в 2016 г. – 360, в 2015 г. – 378).

Поправки предусматривают, что если в субъекте РФ по месту жительства или по месту осуждения нет исправительного учреждения соответствующего вида или осужденного нельзя разместить в уже имеющихся, то его направляют в ИУ наиболее близко расположенного региона по согласованию с вышестоящими пенитенциарными органами.

Кроме того, предусматривается возможность направления осужденного в исправительное учреждение, расположенное в регионе проживания одного из его близких родственников, а также право заключенного на перевод в пенитенциарное учреждение вблизи его места жительства или его близких родственников. Для этого осужденный или его ближайший родственник должны подать соответствующее письменное заявление на перевод, которое может быть удовлетворено органом УИС при наличии такой возможности. При этом право на такой перевод предлагается предоставлять лишь один раз за период отбывания наказания.

В рамках ст. 81 УИК проект устанавливает перечень оснований для перевода осужденного из одного исправительного учреждения в другое того же вида для дальнейшего отбывания наказания. Так, перевод возможен ввиду болезни заключенного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации пенитенциарного учреждения, а также иных исключительных обстоятельствах.

Комментируя документ, адвокат Валерий Шухардин подчеркнул острую необходимость существенного изменения Уголовно-исполнительного кодекса, в том числе относительно определения географического распределения осужденных в исправительных учреждениях в силу большой территории нашей страны.

По его мнению, законопроект явно улучшает права осужденных, но при этом имеет много недостатков в связи с неопределенностью применения новых норм. «К примеру, непонятно, кто будет принимать решение о направлении осужденного к месту отбывания наказания и кто будет согласовывать этот вопрос с соответствующими органами ФСИН России, – отметил эксперт. – Также неясно, как при этом будет учитываться мнение самого осужденного».

Валерий Шухардин полагает, что существенная проблема сохраняется и в отношении осужденных за преступления, указанные в ч. 4 ст. 73 УИК РФ, а также лиц, в отношении которых изменен режим отбывания наказания на тюремный. «Данный законопроект не дает никакой определенности в соблюдении конституционных прав таких осужденных, что будет порождать произвол в применении этих нормативно-правовых положений. Поэтому необходимо еще доработать этот проект в указанном направлении», – заключил он.

 

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян также считает, что законопроект заслуживает всемерной поддержки, так как направлен на реальную гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства. По его мнению, поправки позволят создать реальные возможности для поддержания заключенными родственных контактов. Эксперт считает, что «до вмешательства ЕСПЧ никого не волновала ситуация, что осужденный до приговора жил и его родственники живут, скажем, в Калининграде, а отбывать наказание его отправили, например, во Владивосток, находящийся на расстоянии более 7000 км от дома».

Нвер Гаспарян полагает, что вероятность злоупотреблений со стороны ФСИН в случае принятия такого законопроекта значительно сокращается, но не исключается полностью. Возможность таких злоупотреблений кроется, по мнению эксперта, в предлагаемой законопроектом ч. 2 ст. 73 УИК РФ: «при невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта РФ».

Эксперт отметил, что определение возможности или невозможности такого размещения остается на усмотрении администрации учреждения, и проверить обоснованность отказа бывает непросто. «Однако в случае откровенного игнорирования предписаний закона осужденный и его адвокат могут обжаловать действия (бездействия) администрации в суд, надзирающему прокурору либо вышестоящему руководителю ФСИН, – отметил советник ФПА. – В любом случае предлагаемый законопроект – это большой шаг вперед по сравнению с текущей ситуацией».